Дорога к руднику Терлиг-Хая от Кызыла идет по правому берегу Енисея. Поначалу это раздолбанный асфальт, который помнит еще нашего дорогого Леонида Ильича Брежнева, а через пару десятков километров обычный грейдер. Ландшафт вдоль дороги - сухая степь (почти пустыня) и только ближе к горам появляется немного леса.
|
Рудник Терлигхайского месторождения расположен в долине реки Баян-Кол. Приехали мы уже к ночи и расположились лагерем в 3-х км ниже рудника. Водители УАЗов не отважились преодолевать в темноте жутковатого вида хлипкий мост через реку и на ночевку пришлось становится на месте куда смогли доехать. К счастью поляна рядом оказалась довольно большой и удобной для лагеря. На дворе стоит июль, а вот пейзаж выглядит совсем осенним. Дело в том, что всю траву на земле сожрал местный скот, а всю листву на деревьях - шелкопряд, даже иголками на лиственницах не побрезговал. Нашествие гусениц шелкопряда в Южной Сибири дело обычное.
|
С утра пораньше отправляемся пешком на рудник. Дорога петляет вдоль реки по живописному ущелью и выводит к расширению долины, где и расположено месторождение Терлиг-Хая. Эта фотография сделана с развалин обогатительной фабрики. Самого обогащения как такового не было, руду просто обжигали во вращающихся печах (типа цементных) сжигая в качестве топлива солярку. После возгонки ртуть конденсировалась в стальных змеевиках, охлаждаемых атмосферным воздухом, откуда ее периодически сливали. Слева видны кучи светлой обожженой породы, а в центре отвалы пустой породы с ртутного карьера, расположенного выше по долине.
|
На месте ртутного карьера, после завершения горных работ, образовалось горное озеро. Хоть здесь и добывали ртуть, но вода в нем сегодня довольно чистая, озеро проточное и в нем водится рыба. Рыбалка для местных детишек является чуть ли не единственным доступным развлечением.
|
В бортах карьера видны выходы штолен, отрабатывавших рудные тела, уходящие за его контур. Состояние штолен плохое, но в одну из них удалось проникнуть. Можно сказать - киноварь на месторождении есть, но сколь-нибудь крупных кристаллов она не образует, не тот тип оруденения...
|
Вот так выглядит киноварная руда в стенке штольни в борту карьера. Сама киноварь скрытокристаллическая, белые пластинчатые кристаллы в центре рудного скопления - барит.
|
На месторождении Терлиг-Хая большое количество штолен в обеих бортах долины реки, но большинство из них сегодня недоступны. Распросив местных фермеров мы отправились в одну из немногих уцелевших. В отвале штольни встречалось довольно много обломков белого барита. О баритовой жиле в одной из штолен нам рассказывали и местные геологи в Кызыле. Нужно было все посмотреть.
|
Внутри портал штольни "дышит на ладан", жить ему осталось пару-тройку лет, дальше вход сядет.. А вот глубже выработки проморожены и сохранились довольно неплохо.
|
Вмещающие породы месторождения Терлиг-Хая это различного состава вулканиты. На фото прожилок киновари сечет коричневую лаво-брекчию. Зальбанды киноварного прожилка осветлены, здесь вулканическая порода замещена каолином (или диккитом, или еще чем-то подобным глинистым).
|
Пройти по штольне далеко не получилось, все выработки далее 100-150 метров от входа выглядели примерно вот так.
|
Нас заинтересовала единственная выработка в которой во многолетнем льду недавно была пройдена свежая выработка - лаз, но уже совсем маленького сечения. Двигаться в ней можно было только на четвереньках, а развернуться вообще было нельзя...
|
По льду было пройдено под 100 метров узкого лаза и что мы видим в итоге - ничего, забой закончился тупиком с отметинами от кайла. Цель всего этого цирка с проходкой выработок во льду так и осталась для нас непонятной. Ведь подобные трудозатраты мог оправдать только очень ценный приз...
|
После посещения рудника Терлиг-Хая мы вернулись в Кызыл и отправились на север. Месторождение Усть-Уюк, как следует из его названия, расположено возле устья реки Уюк. Обычная полевая грунтовка отходит от асфальта возле села Сушь и дальше петляет среди живописных горок сложенных пластами красноцветных песчаников.
|
Прибыв на месторождение уже в сумерках, мы заночевали на берегу Большого Енисея, или по местному Бий-Хема, место отличное, но с комарами. Исследование месторождения было отложено на утро.
|
Главный участок месторождения Усть-Уюк расположен в закрытой со всех сторон горами сухой долине. Дорога к месторождению не сохранилась, кое-где заросла, кое-где ее размыло до состояния промоины. До наших дней сохранились отвалы двух штолен и многочисленные канавы. Сами штольни полностью завалены и недоступны.
|
Наиболее интересная минерализация на месторождении была вскрыта скважинами, речь идет о редких селеновых минералах кадмоселите и ферроселите, которые были впервые здесь найдены. Увы, штольни и канавы вскрывают приповерхностную часть месторождения, где подобная минерализация отсутствует.
|
Первичная рудная минерализация в отвалах штолен отсутствует, но была надежда найти вторичные минералы. Увы, никаких чудес здесь обнаружено не было, да и фон на отвалах мало отличается от естественного. Повышенный фон наблюдался только на обогащенных глинистой фракцией участках отвала, где и камней то толком нет...
|
Рядом с месторождением на берегу Енисея расположена база отдыха, на другом берегу фермерское хозяйство и никто особо не парится такому соседству.
|
Совсем рядом с Усть-Уюком, по прямой около 10 км, расположено месторождение Кзык-Чадр. Оно расположено в привершинной части горного хребта в зоне горной тайги, ландшафт разительно отличается от степей Усть-Уюка.
|
Название месторождения Кызык-Чадр местные водители нам перевели как "стойбище оленеводов расположенное в узкой горной долине". Само месторождение известно уже многие десятки лет, но совсем недавно здесь пересчитали запасы. Было пробурено множество новых скважин на склонах окрестных сопок. Так на фото видна старая заросшая траншея 1950-х годов и площадка от новой скважины.
|
Скважины здесь бурили геологи из Красноярска в 2023 году. Летом 2024 года геологоразведочные работы на Кызык-Чадре не проводились.
|
Нас прежде всего интересовала так называемая "Малахитовая жила" - это богатое окисленное рудное тело выходящее прямо на земную поверхность. Оно вскрыто довольно обширной расчисткой.
|
Помимо малахита здешние руды содержат скопления довольно редких вторичных минералов, в частности йодида меди - маршита. Увы, крупные выделения маршита нам найти не удалось.
|
Ниже Малахитовой жилы на склоне горы притаился вход в старую разведочную штольню. Сама штольня сегодня недоступна, но о ее богатстве ходят легенды. Поговаривают, что она вскрывала золотое оруденение бонанцевого типа с компактными скоплениями золота весом в несколько килограмм. Мы ничего такого не встретили, так что приходится просто верить словам рассказчиков.
|
Отвал штольни не сохранился, сегодня на его месте заготовительная площадка лесорубов. Изредка здесь еще можно встретить богатые скопления борнита в белом кварце. Рядом с трелевочным трактором видна наша палатка. Кое-какие образцы из наших сборов уже вывешены в галерее месторождения Кызык-Чадр на сайте.
|
Еще ниже по склону, в долине большого ручья расположился базовый поселок геологов. Летом 2024 года здесь жили лишь сторожа и бригада местных лесорубов. Все оказались людьми очень радушными и гостеприимными.
|
Следующим объектом, который у нас получилось посетить, был карьер золоторудного месторождения Копто. Сам карьер небольшой и расположен на вершине покрытой тайгой горы. Месторождение приурочено к линейно вытянутой зоне скарнов.
|
На самом дне карьера обнаружился хитный забой, перекрытый бревнами. Работы видимо здесь проводились в холодное время года.
|
Рядом лежал брошенный инструмент - самодельное кайло, изготовленное из двух кусков уголка и двух полосок металла. Я забрал этот раритет себе домой, в качестве тувинского сувенира.
|
Примерно так выглядит местная золотая руда. Это окисленный скарн с вкрапленностью сульфидов, магнетита и самородного золота. Кое-где золото даже можно разглядеть невооруженным глазом при хорошем освещении.
|
Рудная зона месторождения Копто довольно протяженная, так на соседних сопках тоже видны разведочные канавы.
|
Переночевали мы на площадке прямо на въезде в карьер. На переднем плане видна свежая хитная яма. Как мы видим месторождение периодически разрабатывается неофициально... За ту половину дня, что мы провели на карьере, удалось собрать не так много - скопления призматических кристаллов эпидота в кальцитовых гнездах, щетки андрадита (которые еще предстоит вытравить из кальцита), немного образцов хризоколлы и азурита и самой удачной находкой оказались глыбы с богатыми скоплениями крупных призматических кристаллов белого волластонита.
|
На следующий день мы были уже в Кызыле, на базе института ТувИКОПР. Здесь окончательно выяснилось, что один из наших местных водителей испарился в неизвестном направлении и все планы нужно верстать с нуля.
|
Ну а потом было теплое расставаниями с нашими коллегами, которые отправились на литиевые пегматиты нагорья Сангилен. Мы же поехали на Алтай, но это уже была совсем другая история....
|