Условным началом путешествия можно назвать КПП пограничников на развилке дорог ведущих в Монголию и райцентр Кызыл-Хая. Именно здесь окончательно стало ясно, что с нашим пакетом документов в погранзону не попасть. Увы, поиск редких минералов в отрогах хребта Чихачева переехал в непонятное будущее...
|
Первым пунктом нашего плана Б стало месторождение Узун-Ой, где сотрудники минералогического музея им. Ферсмана в прошлом году добыли великолепные образцы тиролита, лучшие для территории нашей страны. На месторождение ведет заброшенная дорога, сначала она проходит по сенокосам, а ближе к горам совсем теряется. Описали ее так: "В прошлом году на УАЗе всего один раз сели..."
|
И вот мы на месторождении, вокруг десятки траншей, расчисток, площадок под буровые, но где же та самая заветная штольня? Понадеявшись на космоснимки и русское "авось" мы координаты штольни не узнали, подумали что сами найдем...
|
В результате все чуть не завершилось полным фиаско. Полтора часа хождений по многочисленным распадкам успехом не увенчались, везде были лишь траншеи и никаких следов подземных выработок. Благо дело на вершинах горок работала связь и звонок другу (точнее подруге) помог найти ту самую точку на карте.
|
Лагерь поставили в нескольких сотнях метров ниже штольни, решили поберечь машину, на ней ведь еще в Москву нужно было вернуться. Местность вокруг совершенно сухая, воду можно было найти лишь под водокапами в штольне, но учитывая минеральный состав руды пить такую воду было страшновато...
|
Та самая штольня, где был найден тиролит, расположена в месте совершенно партизанском. Вот так выглядит ее портал с ведущей к ней тракторной дороги. Он расположен примерно в центре фото.
|
Отвал штольни расположен узкой полоской вдоль распадка, зарос лесом и виден лишь в непосредственной близости. Все минералы из подземных выработок можно собрать и на отвале, но сохранность их тогда будет на троечку.
|
Окисленные рудные тела на месторождении очень нарядные, они сложены разными минералами красного, голубого, зеленого и других цветов, в отличие от унылого теннантита (блеклой руды) первичных руд.
|
Увы, продолжения зоны с крупными розетками тиролита не оказалось, пришлось довольствоваться малым - образцами потерянными в отвале и небольшими скоплениями тиролита из оперяющих прожилков.
|
Но с пустыми рюкзаками все равно уйти не получилось. В кровле одной из выработок была найдена разломная зона, стенки трещин в которой были покрыты корочками мелких кристалликов азурита. Зеленые арсенаты тоже присутствуют, но их диагностика еще не выполнена на время написания отчета.
|
Завершив работу на северной оконечности Хову-Аксинского рудного поля перемещаемся южнее, собственно на само месторождение Хову-Аксы. Здесь, на Северном участке месторождения у нас запланирована встреча с юными геологами из Москвы, уже не первую поездку изучающими минералы этого интересного места. На фото видны отвалы штолен поверхность которых сильно обновилась после заготовки щебня для отсыпки местных дорог. Свежевскрытый отвал всегда интересен для поиска минералов. Наибольший интерес здесь представляют кальцит-арсенидные жилы с кристаллами скуттерудита. Во внутренних частях отвала арсениды сохраняются неплохо.. Также интересны призматические кристаллы кирпично-красного апатита изредка встречающиеся в скарнах. Мне апатит не попался, а коллеги собрали неплохие образцы...
|
Куча арсенидной руды на поверхности отвала. За несколько десятков лет арсениды полностью протухли, превратиившись в рыхлую кучу порошкообразных арсенатов, прежде всего розового эритрина. Здесь собирать уже нечего...
|
Выше всех штолен на склоне горы расположен карьер. Здесь мы попадаем в царство окисленных руд - эритрин, конихальцит, хризоколла, всего не перечислить. Примерно пол дня собираем всю эту "цветнину" на осыпавшихся бортах карьера и небольших отвалах.
|
Теперь уйдем в подземку. На Хову-Аксах множество штолен, именно подземка давала главный объем добычи кобальтовой руды. Но не все штольни одинаково полезны (богаты минералами). Зато абсолютно все проморожены на входе. Пол покрыт толстым слоем льда, а потолок его красивыми скелетными кристаллами. В дальних частях штолен плюсовая температура, но плюс совсем небольшой...
|
Внутри состояние штолен тоже самое разное, местами просто идеальное, а местами как в хоррор-фильмах.. Периодически здесь ведется заготовка металла местными жителями, но во время нашей поездки штольни никто кроме геологов не посещал...
|
Воздух в штольнях сырой и жилы арсенидов кобальта в стенках горных выработок всегда покрываются выцветами эритрина. Выглядят такие жилы красиво, но взять в них образцы получается исключительно редко.
|
На полу горных выработок обломки арсенидной руды нацело замещаются рыхловатыми вторичными арсенатами. Подобные образования немецкие рудокопы (а вслед за ними и горняки во всем мире) называли кобальтовыми и никелевыми цветами. На фото как раз такой обломок руды половина которого сложена арсенидами кобальта, а вторая арсенидами никеля. Соответсвенно цветок получился двойной, никель-кобальтовый.
|
Плавно перемещаемся на Южный участок месторождения Хову-Аксы. С верхних горизонтов участка открывается великолепный вид на село Хову-Аксы, заброшенную обогатительную фабрику и хребет Танну-Ола.
|
Самая верхняя часть Южного участка месторождения. Штольни здесь недоступны, все входы обвалились. На склоне горы полно воронок обрушения над отработанными рудными телами. Здесь наш коллега из Питерского университета собрал коллекцию лишайников, поселившихся на кобальтовой руде, ждем открытия в ближайшие годы новых биоминералов.
|
В отвалах верхних горизонтов штолен можно собрать неплохие щетки граната-андрадита, ведь скарны зачастую являются вмещающими породами для поздних арсенидных жил. На Северном участке кристаллы граната тоже попадаются, но на Южном их больше и они крупнее.
|
Обеденный перекус возле портала штольни №2 на Южном участке месторождения Хову-Аксы. Именно эта штольня дала самые богатые сборы в эту поездку, так сложилось.
|
Буквально в паре десятков метров от входа в штольню в кровле одной из выработок было обнаружено нацело окисленное гнездо арсенидов. Первоначально оно выглядело не очень перспективно, но внутри оказалось полно скоплений ярко-красного эритрина.
|
Рядом с окисленным гнездом развивались и другие вторичные минералы - синий скорее всего азурит, а вот зеленый неизвестно что, нужно будет проверять. Белые блестящие корочки на стене сложены еще одним местным минералом - льдом.
|
Крупный фрагмент окисленного арсенидного гнезда на дневной поверхности, по трещинам у него развит эритрин.
|
Фото некоторых образцов, которые удалось извлечь. Несколько из них точно попадут в базу нашего сайта и в коллекцию Минералогического музея им. Ферсмана.
|
Фото стенки горной выработки где обнажена кальцит-арсенидная жила с крупными кристаллами скуттерудита. Именно из таких жил и происходят лучшие образцы этого минерала, если получается аккуратно удалить кальцит.
|